Линейная перспектива - это наука, которая учит изображать объекты видимого мира на плоскости в соответствии с кажущимися изменениями их размеров, формы и четкости, обусловленными степенью удаленности от точки наблюдения.
Возникновение этой науки восходит к эпохе Возрождения и было связано с ростом популярности реалистического стиля в рисунке. Это система переноса трехмерных объектов на двумерную плоскость с сохранением объема значительно упрощала задачи, стоящие перед художниками.
Теоретическое знание перспективы чрезвычайно важно для художника, чтобы изображаемые им предметы имели объем и выглядели реалистично и убедительно. Но изучив эту область изобразительного искусства, следует довести процесс рисования объемных объектов до автоматизации. Незнание основ перспективы не позволит вам нарисовать правильный и объемный рисунок.
Чтобы избежать ошибок в перспективе, нам нужно понять, как мы воспринимаем объекты в объемном пространстве.
Первое, что нужно знать, это то, что мы видим все окружающие нас объекты в измененном виде. По мере приближения к нам, объекты кажутся больше, а по мере удаления - меньше. Например, железная дорога по мере отдаления от нас становится все меньше и меньше, пока не сойдется в точке на горизонте. Столбы, расположенные рядом с железной дорогой, становятся все меньше и меньше, пока не исчезнут из виду.
Но мы, конечно, знаем, что рельсы железной дороги параллельны и никогда не сойдутся.
Подобные визуальные искажения характерны абсолютно для всех объектов нашей вселенной. Попробуйте увидеть это своими глазами. Возьмите карандаш, книгу или любой другой предмет и просто покрутите его в руках. Поднесите этот объект ближе к глазам, а затем отдалите. С помощью таких нехитрых манипуляций вы наиболее наглядно увидите, как действуют законы перспективы на этот предмет.
Изучая законы перспективы, мы узнаем такие слова, как линия горизонта, исчезающая линия, исчезающая точка и картинная плоскость.
Все горизонтальные линии, если они растянуты, сходятся к точкам на горизонте. Точки, в которых сходятся удаляющиеся от нас параллельные линии, называются точками схода. Горизонтальные параллельные линии в плоскости изображения имеют одну точку схода.
При наблюдении внешний вид предмета и зрительные искажения во многом зависят от выбора точки зрения (то есть сверху, снизу, слева, справа и т. д.). То есть, как можно понять, значительную роль в наблюдении играет высота точки и вид – горизонт.
Следует отметить, что линия горизонта может меняться в зависимости от наклона вашей головы, но не от высоты, на которой находятся ваши глаза. То есть вы можете сидеть, стоять, подниматься на башню, и горизонт будет всегда на уровне ваших глаз, пока вы не поднимете или не опустите голову или глаза.
Из этого следует, что при рисовании, расположение линии горизонта выбирается в первую очередь с учетом положения глаз смотрящего, а затем уже высоты, на которой он находится.
Линия горизонта играет главную роль в перспективном построении изображения. Чтобы получить правильный перспективный рисунок объекта, художник должен нарисовать линию горизонта и поместить на нее точки схода.
Итак, допустим, мы хотим нарисовать объемный куб. Для этого сначала нарисуйте линию горизонта и поместите на нее точки схода. Затем проведите прямые линии от этих точек, как показано в моем примере. После этого создайте границы куба и добавьте тени. Если вы все сделали правильно, то получите геометрически и эстетически правильный трехмерный куб.
Наблюдая за этим кубом, мы можем ясно видеть, как его стороны искажаются в перспективе.
Обратите внимание на то, что количество исчезающих точек, как и расположение линии горизонта, зависит от конкретной цели, которая стоит перед художником.
Неважно, что вы рисуете – простой трехмерный куб, дом или целый город. Правила перспективы остаются неизменными.
В приведенном ниже примере вы можете увидеть изображения дома, которые мы наблюдаем с разных высот. Обратите внимание, как меняется восприятие рисунка в зависимости от расположения дома по отношению к линии горизонта.
Точно такие же правила перспективы применимы и к интерьеру. Сидя прямо, немного сместившись от центра комнаты и глядя на одну из ее стен, мы видим, что все удаляющиеся от нас линии потолка, стен и пола сходятся в одной точке на линии горизонта.
При рисовании интерьера, линия горизонта должна находиться на уровне глаз сидящего человека для низких комнат и стоящего человека для высоких комнат.
Для определения остроты углов можно использовать очень старую технику, которая была на вооружении у всех известных и неизвестных художников. Возьмите карандаш, вытяните руку и поместите его горизонтально прямо перед глазами перпендикулярно линии визирования. Подведите его таким образом к углу предмета, и вы увидите уровни наклона горизонтальных линий.
И конечно, я не забываю дать вам критический совет, который заключается в том, что вы станете настоящим художником, только если будете постоянно практиковаться. Чем чаще вы рисуете, тем более красивые произведения искусства вы можете создать. И не обязательно рисовать весь день с утра до ночи. Вы можете делать эскизы ежедневно по полчаса. Таким образом, вы не устанете, и процесс рисования не превратится для вас в рутину, но в то же время вы будете постоянно практиковаться.