Наблюдая за объектами с разных расстояний, можно увидеть, что восприятие этих объектов меняется. Когда объекты удалены от нас, они кажутся менее четкими и ясными, а их цвет кажется другим, не таким как вблизи.
Раздел перспективы, который изучает влияние воздуха на зрительное восприятие субъекта, называется воздушной перспективой. То есть, короче говоря, воздушная перспектива - это влияние толщины воздуха на то, как мы воспринимаем объекты. Воздушная перспектива - очень простой и эффективный способ создать иллюзию глубины пространства на снимке.
Все дело в том, что слой воздуха не полностью прозрачен. Он обладает свойством снижать освещенность объекта по мере его удаления от нас, размывая его контуры, окрашивая цвет объекта в свой цвет и делая его детали менее заметными. Это связано с тем, что воздух состоит из частиц, которые отражают свет и имеют свой цвет. Те же свойства, но в гораздо более выраженной форме, характерны и для воды.
Количество поглощенного и отраженного света постоянно меняется, а это значит, что мы видим один и тот же пейзаж по-разному, в зависимости от условий окружающей среды.
Свет, проходящий через толщу воздуха, становятся слабее. Тот же эффект влияет на свет, отраженный от объектов. В результате на отдаленных объектах разница между освещенными и неосвещенными участками поверхностей сглаживается. Объекты кажутся более бледными, плоскими и обобщенными.
В моем примере хорошо видно, что объекты по мере их продвижения дальше начинают сливаться с окружающей средой. Объекты, которые светлее окружающей среды, начинают казаться темнее, а объекты, которые темнее окружающей среды, становятся светлее. Кроме того, тональный контраст на объектах становится слабее, соответственно, формы объектов становятся более плоскими. Именно поэтому объемные объекты кажутся нам ближе, и лучше выделяются в окружающей среде.
Но следует отметить, что тональность и цвет воздуха не постоянны, и могут меняться в зависимости от огромного разнообразия факторов. Погода, время суток, характер освещения, наличие дыма, тумана или пыли сильно влияют на тональность и цвет.
Например, вы можете заметить, как вечером во время заката окружающий вас пейзаж окрашивается в оранжевые тона, а зимой этот же пейзаж становится холоднее и светлее. Эти эффекты становятся более заметными во время тумана.
Кроме того, есть такое свойство нашего мозга, что мы воспринимаем объекты, окрашенные в теплые цвета, ближе, чем объекты, окрашенные в холодные цвета. Вы часто можете увидеть такой тип раскраски в фильмах или на картинах известных художников.
Из-за того, что воздух не полностью прозрачен, объекты теряют четкость своих контуров и очертаний при удалении от нас. Чтобы правильно передать на бумаге далеко расположенный объект, необходимо смягчить его контуры, то есть сделать их более размытыми.
Но во всем этом есть один критический момент. Дело в том, что для того, чтобы увидеть влияние воздушной перспективы, вам придется выйти на улицу или выглянуть в окно. Только в этом случае на разнице объектов, расположенных в нескольких метрах или километрах, можно увидеть влияние воздушной перспективы в полной мере.
Означает ли это, что вы можете использовать воздушную перспективу исключительно для создания ландшафтов?
Не совсем. Все принципы изобразительного искусства очень условны. Это набор наиболее эффективных приемов, используя которые, можно изобразить трехмерные объекты на двумерном листе бумаги. То есть, когда мы создаем рисунки, мы преувеличиваем некоторые эффекты. И воздушная перспектива - это один из тех эффектов, которые мы преувеличиваем, чтобы увеличить выразительность наших произведений.
Все вышеперечисленные закономерности актуальны не только для пейзажей, но и для натюрмортов и портретов. Для того чтобы применить вышесказанное, необходимо условно разделить композицию на разные участки. Например, при изображении натюрморта более удаленные объекты следует изображать менее четко и тем детальнее, чем ближе к нам расположены объекты.
При создании портрета следует прорисовывать глаза более детально и четко, чем волосы и уши. Это привлечет внимание зрителя к необходимым деталям.
Эти правила очень важны, потому что если вы им не следуете, ваше произведение будет казаться менее реалистичным. Представьте себе пейзаж или портрет, где все детали изображены одинаково подробно. Это произведение искусства потеряло бы свою глубину и выглядело бы скучным, однообразным и даже раздражающим.
Воздушная и линейная перспективы имеют решающее значение в рисовании. Ведь именно с их помощью зритель ощущает пространство в изображаемом мире. Правильно переданная перспектива делает произведение живым, естественным и по-настоящему реалистичным.
И в конце статьи я хотела бы призвать вас практиковаться как можно чаще. Я не устаю повторять это, ведь практика - лучший друг любого художника. Чем чаще вы берете в руки карандаш и создаете эскизы, тем больших высот в мастерстве художника вы добьетесь.
Вспомните все, что написано в этой статье и попробуйте создать эскиз, используя полученные вами знания. Таким образом, вы лучше усвоите полученную информацию и научитесь применять ее в реальной работе над рисунком.
Кстати, не забудьте подписаться на меня в социальных сетях и расскажите о сайте своим друзьям. Также напишите в комментариях, какие статьи вы хотели бы видеть на страницах сайта в будущем.